«Я ЧТО СКАЗАЛ? ДЫНИ СТЕРЕЧЬ!» |
27 мая 2004
У Георгия Ярцева очень выразительное лицо. И, судя по его лицу, было вполне очевидно: все, что происходило во вторник на поле замечательного австрийского стадиона «Арнольд Шварценеггер» категорически Ярцеву не нравилось.
Мне тоже не нравилось. Хорошо еще, что перед просмотром трансляции не стала звонить в редакцию и узнавать счет. Иначе, наверное, на протяжении игры пришлось бы вспоминать классическую фразу героя Джека Лондона, сказанную любимой девушке: «И вы прочли всю эту книгу для того, чтобы узнать, что он на ней так и не женился?»
Но, в отличие от Ярцева, у меня, по крайней мере, была возможность нажать кнопку на пульте. У него – не было. И он, судя по выражению глаз, сильно жалел об этом.
Товарищеская игра – не повод переживать до такой степени. Не думаю, что нам в этом матче до зарезу была нужна победа, хотя комментатор несколько раз сказал об этом. Допустим, выиграли бы. И что? Всерьез верить в то, что победа над командой, стоящей в мировом рейтинге на гораздо более далеких, чем Россия, задворках, может дать игрокам психологическую уверенность перед игрой со сборными Испании и Португалии? Бред!
Гораздо более информативной мне показалась сказанная вскользь фраза комментатора о том, что Ярцев категорически запретил Дмитрию Булыкину отбегать назад. Дал некую конкретную установку. Наверняка, подобные установки были у главного тренера для каждого игрока своей команды. А вот выполнения – не получилось. Поэтому и стоял Георгий Александрович у кромки с лицом известного кинематографического героя: «Я тебе что сказал? Дыни стеречь? А ты что натворил?..»
Опыт по-настоящему большого спорта – плохое подспорье, чтобы на его основании рассуждать о российском футболе. Наш футбол по сравнению с настоящим – это непрерывный подвиг. Когда нападающие, случается, прекрасно отрабатывают в защите, а защитники забивают решающие голы. Надо признать, изредка, это приносит желаемый результат. Но подвиг не может быть системой. А вот порядок – когда каждый солдат четко знает свой маневр – может. Не только в футболе, кстати. Просто, в отличие от футбола, ни в одном виде спорта мне не приходилось слышать установки «выиграть любой ценой». Не вспомню ни одного выдающегося спортсмена, который сказал бы, что на старте думал о золоте или мировом рекорде. И это нормально. Потому что профессионал думает обычно о том, чтобы в самый ответственный момент сделать максимум того, что умеет, и минимум ошибок. Занятое место – лишь следствие этой работы. Но никак не самоцель.
Я, например, до сих пор уверена в том, что на чемпионате мира в Японии мы вполне могли дойти до 1/8 финала (а может быть и выше), если бы думали не о том, что пресловутая 1/8 – очень хороший, прямо-таки запредельный уровень мечтаний, а играли так, как умеем. Умеем же, иногда? Правда, для этого нужно, чтобы нападающие помнили, что их задача – забивать, а защитники не бегали помогать нападению, оставляя в собственном хозяйстве зияющие дыры.
Россия – страна в футбольном отношении специфическая. О профессионализме у нас судят по гонорарам. А они таковы, что тренироваться, вроде как, и ни к чему. Для того, чтобы стать национальным героем, вполне достаточно забить один-единственный гол в тот момент, когда его ждет вся страна. Как это сделал Вадим Евсеев в матче с Уэльсом. Но ответьте, положа руку на сердце, что запомнилось больше: действия Евсеева на поле, или же его комментарий в телекамеры? То-то и оно…
В Португалии, чего уж тут лукавить, нам будет куда труднее выбиться из группы, чем в Японии. Поэтому и остается вспомнить заповедь: «Порядок бьет класс».
Не факт, что побьет, кстати. Но в этом случае, возможно, за сборную России не будет стыдно. Даже если она проиграет. Именно к этому, как мне кажется, стремится Ярцев.
|