30 мая 2003
Информация о том, что олимпийские чемпионы в парном катании Елена Бережная и Антон Сихарулидзе решили завершить карьеру, прозвучала не то чтобы неожиданно, но заставила задуматься о грустном. С одной стороны, вполне понятно нежелание фигуристов, выигравших в спорте все существующие титулы, продолжать обрекать себя на ежедневную каторжную самоотдачу. Выступления в шоу и профессиональных турнирах - совсем другая деятельность.
С другой стороны, их уход означает для России не только потерю сильной пары, но и конец некой технологии, приносившей золотой результат на протяжении двух десятков лет. Технологии Тамары Москвиной.
Когда-то знаменитый тренер сказала: «Подготовка чемпионов - своего рода ремесло, в котором существуют определенные приемы». Все пары Москвиной складывались и доходили до олимпийских высот по схожей схеме, основным принципом которой был, как мне кажется, спарринг равных соперников. В самом начале партнерами для Елены Валовой и Олега Васильева были Лариса Селезнева и Олег Макаров - ученики Игоря Москвина. Чуть позже в группу Тамары Николаевны пришли Елена Бечке - Денис Петров, Наталья Мишкутенок - Артур Дмитриев. После того как дуэт распался и Дмитриев рискнул повторить пройденный путь с новой партнершей - Оксаной Казаковой, рядом с ними появились Бережная - Сихарулидзе. «Для меня нет разницы в том, какая из моих пар станет первой, а какая - второй, - сказала однажды Москвина. - На высший результат я готовлю и ту и другую. А дальше все зависит только от умения спортсменов бороться».
Эти слова поначалу показались мне жестокими. Лишь позже поняла их мудрость. Предоставляя молодым возможность точить зубы и когти на более опытных, за последних она не боялась. Потому что хорошо знала степень их закалки. Наверняка понимала, насколько тяжело спортсменам изо дня в день жить в адской смеси напряжения и ревности. Зато на любых соревнованиях одна из москвинских пар была для тренера и для всей страны тем самым тузом в рукаве, страховочной веревкой, палочкой-выручалочкой - чем угодно. Не выиграй в Альбервилле Мишкутенок - Дмитриев, золото получили бы Бечке и Петров. Не упади Сихарулидзе в Нагано, вполне возможно, на первой ступени пьедестала стоял бы он с Леной, а не Артур с Оксаной.
Если бы Бережная и Сихарулидзе остались, вполне возможно, что именно на них Москвина стала бы натаскивать пару Виктория Борзенкова - Андрей Чувиляев, с которой работает сейчас. А так оказалась в положении не генерального конструктора на мощном производстве, но тульского Левши. Другими словами, хорошо отлаженный технологический процесс уступил место кустарному производству.
И никак не получается прогнать из головы мысль, что из фундамента крепости под названием «российское парное катание» выпала несущая часть, и сооружение, которое возводилось десятилетиями, вот-вот капитально просядет.
Оно и пошатнулось, собственно, два года назад - на Играх в Солт-Лейк-Сити, когда впервые за много лет у России не оказалось надежных дублеров. И брешь мгновенно была занята канадцами. Что такое биться в одиночку, в полной мере испытали на себе и нынешние чемпионы Европы Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин. Выиграть чемпионат мира у китайцев Шэнь Сюе - Чжао Хунбо им не удалось. Но куда обиднее понимать, что в ближайшем будущем любой из российских пар, претендующей на золото, со стороны Китая может быть противопоставлен не конкретный соперник, а та же самая, до блеска отработанная Москвиной технология. При наличии которой действительно не важно, какая из пар станет первой, а какая - второй. Главное, чтобы флаг был общим.
|