28 августа 2003
Всегда относилась к математике с предубеждением. Ковыряясь с грехом пополам в алгебраических уравнениях в школе, каждый раз пыталась представить: в какой из возможного десятка будущих профессий мне сможет понадобиться то, на что уходит столько времени и сил?! Ответа так и не нашла.
Хотя арифметикой периодически заниматься приходится. Например, сейчас, когда и НОК России, и Госкомспорт вовсю оценивают шансы будущей олимпийской команды: завоюем нужное количество медалей или нет? Выиграем командный зачет или не выиграем?
Эта спортивная арифметика - вещь довольно специфическая. Можно определять страну-победителя по количеству золота. А можно по общему числу наград. Например, на последнем чемпионате мира по водным видам спорта Россия насобирала 10 золотых медалей, а Австралия - 8. Зато в сумме у австралийцев 26 наград против 21 российской. По нашей версии, мы, безусловно, впереди. По версии желто-зеленых - не факт.
Есть еще один вариант подсчета - по очкам, которые своей команде приносят все те, кто вошел в олимпийскую шестерку. И можно быть уверенным: если какая-то страна оказывается по этой системе впереди, то именно очковый подсчет ее представители считают единственно правильным и справедливым.
Впрочем, речь сейчас не о том. А о трех мировых первенствах, два из которых - плавательное и гимнастическое - уже завершились, а легкоатлетический чемпионат вот-вот подойдет к концу. Три самых медальных олимпийских мероприятия. В общей сложности в этих трех видах спорта (даже без учета прыжков в воду, синхронного плавания и водного поло) в Афинах будет разыграно 92 комплекта наград. Соответственно, можно заранее прикинуть будущий олимпийский расклад.
Каждый из названных чемпионатов получился довольно показательным. Первое, что вспоминается, - феноменальные победы. Александра Попова, Дмитрия Саутина, Александра Доброскока - в Барселоне, Светланы Хоркиной - в Анахайме, Елены Николаевой, Светланы Феофановой и Татьяны Лебедевой - в Париже. Безусловный успех, с одной стороны. С другой - пугает количество проколов. Ведь рассчитывали-то во всех трех случаях, положа руку на сердце, на другой ход событий.
Например, на то, что в плавании рекордсмен Европы Юрий Прилуков выйдет на пик формы именно на чемпионате мира, а не на Универсиаде, где Юрий уверенно выступает сейчас, и уж тем более не на Кубке Москвы в начале июля, где спортсмен установил европейский рекорд на дистанции 800 метров вольным стилем.
Что компанию Хоркиной в борьбе за золотые медали Анахайма составят как минимум трое российских спортсменок. И что мужчины-гимнасты дадут повод своему главному тренеру Леониду Аркаеву повторить уже сказанную до начала чемпионата фразу: «Столь сильной команды у России не было давно».
Как ни радуйся тройному золоту легкоатлетов, а не идет из головы мысль, что мы снова в чем-то промахнулись. Иначе не было бы шестого места Натальи Садовой - обладательницы лучшего результата в мире в метании диска, ни девятого места в мужских прыжках в высоту Ярослава Рыбакова, прыгнувшего на 9 сантиметров ниже личного рекорда, ни разочарования в мужском молоте. Если бы в этом виде Илья Коновалов повторил результат, показанный на отборе в Туле, стал бы в Париже вторым.
Когда-то в легкой атлетике и плавании после главного старта каждого сезона скрупулезно просчитывался процент попадания всех спортсменов в лучший результат. Не попали - тревога, ЧП! Точно так же вели себя тренеры США. Сейчас все по-другому. Другой спорт. И другая конкуренция. Не случайно фактические результаты американских спортсменов тоже далеко не всегда соответствуют первоначальным планам спортивных руководителей США.
Вот и получается, что планы на самом деле строить совершенно ни к чему. Хотя бы потому, что Россия - несмотря на всякие привходящие обстоятельства - все равно остается одной из сильнейших спортивных держав мира. Но - и одной из самых непредсказуемых.
А арифметика - наука точная...
|