У КУЗЕНКОВОЙ ХВАТИЛО СИЛ ВСЕГО НА ОДНУ ПОПЫТКУ - СЕРЕБРЯНУЮ |
|
Фото © AFP
на снимке Ольга Кузенкова |
24 августа 1998
Женский молот появился в программе официальных чемпионатов лишь в этом году: в конце мая было принято решение о включении нового вида в олимпийскую программу. Так что чемпионат Европы в Будапеште стал дебютом сразу для всех участниц, среди которых особо выделялись две спортсменки: обладательница мирового рекорда россиянка Ольга Кузенкова и чемпионка Игр доброй воли румынка Микаэла Мелинте.
Обе пришли в молот из сектора для толкания ядра. Но если во внешнем виде Мелинте вполне просматривается ее легкоатлетическая специализация, то Кузенкова, напротив, поражает стройностью, а в обычной, неспортивной одежде и вовсе кажется хрупкой. Однако именно она год назад произвела фурор на Кубке Европы в Мюнхене, дважды метнув молот за отметку мирового рекорда. Причем остальных соперниц, как говорится, и близко не было.
Такова участь каждого нового вида спорта: сначала к нему осторожно присматриваются, затем - осторожно пробуют, и довольно быстро в нем образуется группа лидеров, удержаться в которой легче тем, кто раньше освоился. И, естественно, более талантлив.
По всем показателям таким лидером и должна была стать Кузенкова. Она не добивалась особых успехов в толкании ядра, хотя смоленский тренер спортсменки Федор Михеенко был довольно известным в метаниях специалистом. Он же, собственно, и согласился с Олей, когда она сама предложила попробовать себя в молоте. И началось! К маю этого года на тренировках Кузенкова легко метала снаряд за 70 метров . Тренеры даже всерьез посоветовали спортсменке не пугать соперниц раньше времени и заступать за круг, если она чувствует, что молот полетит уж особенно далеко.
15 мая на чемпионате России Кузенкова установила еще один рекорд мира - 73-й. А в ночь на 16-е умер Михеенко.
- У меня сразу все внутри оборвалось, - рассказывала Ольга. - Было ощущение, что жизнь кончилась. Ничего не хотелось делать. Ни приходить на тренировки, ни ехать куда-то на соревнования. На Играх доброй воли я осталась второй, хотя молот тоже улетел за 70 метров. Но чемпионкой стала Мелинте.
За два месяца, прошедших с тех пор, Мелинте стала не просто лидером. Единственной крупной победой - но победой над Кузенковой - румынке удалось психологически сломать всех соперниц. Когда она выходила в сектор, на ее лице появлялся хищный оскал зверя, абсолютно уверенного в том, что главная добыча достанется только ему. Такие не проигрывают. На лице Кузенковой, напротив, читалось, что больше всего ей хочется уйти и спрятаться от всех. И только долг перед командой и, может быть, перед памятью тренера заставляет ее оставаться в секторе.
От постоянных внутренних терзаний Ольга похудела за предыдущие дни на четыре килограмма и, наверное, не могла выбросить из головы распространенную в «тяжелых» метательных дисциплинах мысль: «Каждый дополнительный килограмм мышечной массы спортсмена - дополнительный метр в результате». Тем не менее первая попытка была относительно удачной - за 69 метров. Но лица тренеров выражали озабоченность.
- В таких видах нужно стараться сразу деморализовать соперника, - сказал мне один из специалистов. - Так, как это сделала Мелинте на Играх доброй воли. Наверняка так хотела поступить и Ольга. Но не получилось. А со средним результатом остается только надеяться, что у соперницы тоже не получится. Или что сам все-таки сможешь улучшить результат. Вот только с каждой новой попыткой делать это все труднее. Да и остальные видят, как тебе тяжело.
Похожая ситуация, кстати, двумя днями раньше складывалась в женском метании диска, где россиянка Наталья Садова лишь в последней попытке показала результат, который вполне мог стать чемпионским. Целых полторы минуты верилось, что он будет именно таким. Но потом в сектор на последнюю попытку вышла разъяренная потерей лидерства немка Франка Детч и невероятным броском восстановила статус-кво.
В отличие от Садовой Кузенкова выступала после Мелинте. Но преимущества это ей не дало. Наоборот, с каждым броском румынки за отметку 70 метров (а их было несколько) Кузенкова все больше терялась.
- Я уже не хотела соревноваться, - сказала она поздно вечером. - Сил хватило только на одну попытку. Оставшееся время думала только о том, когда же все наконец закончится.
Такое случается со всеми. Конечно, золотая медаль, которую теоретически могла бы завоевать Кузенкова, была очень нужна России. Точно так же, кстати, как золотые медали, так и не доставшиеся Руслану Мащенко в барьерном беге, Людмиле Галкиной - в прыжках в длину, Сергею Клюгину - в прыжках в высоту, той же Садовой... Покойный тренер Кузенковой успел научить ее почти всему. Кроме одного: как невероятно тяжело выходить в сектор, зная, что от тебя ждут только золота.
Этому ей придется учиться самой.
|