| 
      
        | Глава 4. ПЕРВАЯ РУССКАЯ ПАРА  |  
          
            |  |  
            | Фото ©  Александр Вильф, на снимке Людмила Белоусова и Олег Протопопов
 |  Для людей, видевших Белоусову и Протопопова на 
        
        
        
        льду в лучшие годы их выступлений, они до сих пор остались легендой.  В одной из западных статей о русской паре писалось: «Людмила 
        
        
        
        и Олег - это союз, который был создан на небе и не может быть разделен 
        
        
        
        даже со смертью обоих партнеров».  Несмотря на то, что уже на 
        
        
        
        следующий после второй олимпийской победы год - в 1969-м - Белоусова 
        
        
        
        и Протопопов проиграли и чемпионат Европы и чемпионат мира, спрос 
        
        
        
        на них за рубежом был предельно высок. Но заключить контракт с профессиональным 
        
        
        
        шоу тогда было невозможно.  Это стало одной из причин, по которой 
        
        
        
        в 1979-м фигуристы решили не возвращаться в Союз после показательных 
        
        
        
        выступлений в Швейцарии. И само сочетание их имен в СССР надолго 
        
        
        
        стало ругательным. Помню разгромную статью, подписанную олимпийским 
        
        
        
        чемпионом Саппоро Алексеем Улановым, в которой тот жестоко унижал 
        
        
        
        былых партнеров по команде. Из других публикаций почему-то более 
        
        
        
        всего запомнился такой факт: распродав в Питере все, что можно, 
        
        
        
        Белоусова и Протопопов ухитрились вывезти в Швейцарию даже старенькую 
        
        
        
        швейную машинку. Потом у меня появился журналистский интерес. Хотя, 
        
        
        
        может быть, это было самое обыкновенное любопытство: из всего прочитанного 
        
        
        
        о паре следовало, что даже в свои звездные доэмигрантские годы в 
        
        
        
        неизменном коллективе сборной Белоусова и Протопопов столь же неизменно 
        
        
        
        были сами по себе, словно инопланетяне. «Они были страшными индивидуалистами, - рассказывал 
        
        
        
        мне Алексей Мишин (в конце 60-х Мишин с Тамарой Москвиной непрерывно 
        
        
        
        соперничали с двукратными олимпийскими чемпионами, а в 1969-м обыграли 
        
        
        
        их на чемпионате мира). - Но в то же время постоянно нуждались в 
        
        
        
        свите. У них такая свита была всегда: кто-то носил коньки, кто-то 
        
        
        
        - аппаратуру, кто-то просто говорил комплименты». В 1995-м на чемпионате Европы в Дортмунде я встретилась 
        
        
        
        с Белоусовой и Протопоповым впервые. * * *  «Ни в коем случае не заводи разговор о том 
        
        
        
        периоде, когда Белоусова и Протопопов решили уехать, и не вспоминай 
        
        
        
        о дрязгах, сопровождавших их отъезд. Иначе беседы не получится: 
        
        
        
        тебе придется в одностороннем порядке выслушивать былые обиды. Постарайся 
        
        
        
        понять, что для этих людей всегда существовало только фигурное катание 
        
        
        
        и ничего больше. Зато о фигурном катании тебе расскажут так, как 
        
        
        
        это не сможет сделать никто», - напутствовал меня коллега в 
        
        
        
        пресс-центре. Совет никак не ущемлял мои интересы. На дворе был 
        
        
        
        1995-й год, и это делало вопрос о месте жительства и гражданстве, 
        
        
        
        мягко говоря, второстепенным. Мы разговаривали на одном из торжественных приемов. 
        
        
        
        Людмила почти ничего не говорила. Просто стояла рядом с мужем, изредка 
        
        
        
        кивая головой: маленькая, воздушная - сорок с небольшим килограммов 
        
        
        
        веса, в черной вязаной кофточке, с фиолетовым бантиком на светлых, 
        
        
        
        убранных в хвостик волосах. Девочка, паспортный возраст которой 
        
        
        
        (почти 60!) с трудом укладывался в голове. На вопрос, как мне обращаться 
        
        
        
        к ней, коротко ответила: «Мила». Тогда в Дортмунде мне показалось, что Протопопова 
        
        
        
        я нечаянно обидела. Он долго рассказывал, что давно не выступает 
        
        
        
        с женой в том графике, в котором приходилось работать, например, 
        
        
        
        в американском шоу Ice Capades, где было по четыреста спектаклей 
        
        
        
        в году, но что учит прыжки и намерен подготовиться к Олимпиаде… 
        
        
        
        Я автоматически вставила встречный вопрос: «Среди ветеранов?» Ответом был взгляд, каким смотрят на безнадежно 
        
        
        
        дебильного ребенка. А может, мне просто показалось. Во всяком случае, 
        
        
        
        после паузы последовал ответ: - Вам никогда не приходило в голову, что в Швейцарии 
        
        
        
        практически нет парного катания и, значит, место в команде вакантно? 
        
        
        
        Да и ИСУ (Международный союз конькобежцев - прим. Е.В.) пока не 
        
        
        
        придумал правил, ограничивающих возраст спортсменов. Я не говорю, 
        
        
        
        что мы выступим. Но мы готовимся. Максимальная цель всегда дисциплинирует, 
        
        
        
        помогает сохранить свежей психику. К тому же я всегда был склонен 
        
        
        
        считать, что лучше умереть на льду, нежели в клинике для престарелых. 
        
        
        
        Нам не важен результат. Все возможные медали у нас есть - двадцать 
        
        
        
        два килограмма. Лежат дома в коробке. Если нам захочется иметь еще 
        
        
        
        столько же золота, я могу позволить себе пойти в банк и купить его. 
        
        
        
        Но нам это не нужно. Та встреча оставила у меня сложное впечатление. 
        
        
        
        На протяжении чемпионата Протопопов давал очень четкие оценки тому, 
        
        
        
        как катались участники, говоря о гипотетическом участии в Играх-98, 
        
        
        
        подчеркивал: «Мы слишком много знаем о том, как надо готовиться 
        
        
        
        к соревнованиям и как надо выступать» - и тут же говорил: - Мы не можем позволить себе заниматься тренерством. 
        
        
        
        Слишком много сил уходит даже на консультации. А мы хотим кататься 
        
        
        
        сами и тратить свои силы только на себя. Еще больше меня зацепило другое высказывание некогда 
        
        
        
        великого фигуриста: - Пару лет назад мы получили предложение выступить 
        
        
        
        в американском шоу, куда приглашают исключительно олимпийских чемпионов 
        
        
        
        разных лет. Предложили десять тысяч долларов за выход. Когда я отказался, 
        
        
        
        сумму тут же увеличили вдвое, посетовав, что остальные русские катаются 
        
        
        
        за такие деньги с большим удовольствием. Я же ответил, что русские 
        
        
        
        согласились бы кататься и за 500 долларов. Но мы, увы, не русские. - На мой вопрос: «Вы действительно так считаете?» 
        
        
        
        - Протопопов ответил: «Я просто знаю себе цену». Еще одним воспоминанием о той встрече в моем 
        
        
        
        блокноте осталась выдержка из чужой статьи: «Всю свою жизнь Людмила и Олег были сообщающимися 
        
        
        
        сосудами, где один черпает все необходимое у другого, дополняя его, 
        
        
        
        в свою очередь, чем-то своим. Поэтому делиться с посторонними, будь 
        
        
        
        то ученики или коллеги по работе, им попросту нечем: все уходит 
        
        
        
        на себя, для восстановления истраченного и создания нового. От этого 
        
        
        
        - конфликты с товарищами по сборной или балету на льду, в которых 
        
        
        
        они видели не более чем пришельцев в принадлежащем им, и только 
        
        
        
        им, микрокосмосе парного фигурного катания…» * * *  В Софии, на чемпионате Европы-96, они появились 
        
        
        
        чуть ли не раньше официальных участников. С этого момента все без 
        
        
        
        исключения средства массовой информации начинали свои корреспонденции 
        
        
        
        из болгарской столицы с сообщений о том, что после двадцатипятилетнего 
        
        
        
        перерыва олимпийские чемпионы Людмила Белоусова и Олег Протопопов 
        
        
        
        вновь выйдут на любительский лед.  На протяжении года фигуристы пару раз выступали 
        
        
        
        в благотворительных шоу, но в Софии, куда организаторы пригласили 
        
        
        
        Протопоповых (официально Людмила носит фамилию мужа) в качестве 
        
        
        
        почетных гостей, слово «любительский» подчеркивалось особо: 
        
        
        
        за год информация о намерениях пары выступить на Играх в Нагано 
        
        
        
        стала общеизвестной и успела вызвать переполох в ИСУ. Никогда не 
        
        
        
        забуду квадратные от запоздалого удивления глаза вице-президента 
        
        
        
        Союза Лоуренса Деми, когда ему изложили аргументы Протопопова: «А 
        
        
        
        ведь в правилах действительно нет пункта, ограничивающего возраст 
        
        
        
        фигуристов», - озадаченно пробормотал англичанин. Тренировались Олег и Мила по ночам: дневной лед 
        
        
        
        был отдан участникам, а поздно вечером начинались репетиции открытия. И именно к ночи трибуны активно заполнялись зрителями. Первое впечатление было сильным. Ни прыжков, ни 
        
        
        
        поддержек, ни выбросов Белоусова и Протопопов не делали, да, наверное, 
        
        
        
        и не могли. Но со льда веяло какой-то особой магией абсолютного 
        
        
        
        единства движений, жестов, чувств. Коньки скользили по льду без 
        
        
        
        единого шороха. При этом меня не покидало чувство, что это катание 
        
        
        
        не предназначено для зрителей: оно было слишком личным. Видимо, 
        
        
        
        то же самое чувствовали трибуны, оцепеневшие в каком-то немом восхищении. После тренировки я спустилась в раздевалку к Миле. 
        
        
        
        Подождала, пока та снимет коньки («Мы катаемся в этих коньках 
        
        
        
        уже 12 лет. Нам их шили еще в Москве, модель Олег разработал сам»), 
        
        
        
        накинет на трико все ту же черную (видимо, любимую) вязаную кофточку. 
        
        
        
        Потом мы шли к автобусу и Протопопов, как бы мимоходом подчеркнув, 
        
        
        
        что после смерти Сергея Гринькова они с Милой остались единственными 
        
        
        
        олимпийскими чемпионами в парном катании, кто продолжает кататься 
        
        
        
        вместе, рассказывал, почему считает невозможным для себя приехать 
        
        
        
        в когда-то родной Питер на празднование столетнего юбилея фигурного 
        
        
        
        катания. - Мы получили факс, подписанный мэром города Анатолием 
        
        
        
        Собчаком, в котором сообщалось, что нас приглашают на юбилей. Соответственно, 
        
        
        
        отправили ответный, где написали, что если нас приглашают в качестве 
        
        
        
        участников показательных выступлений (из приглашения было не очень 
        
        
        
        понятно, в качестве кого нас хотели бы видеть в Питере), то просим 
        
        
        
        компенсировать тренировочные расходы. Для нас подобное выступление 
        
        
        
        слишком серьезно, чтобы приезжать неподготовленными. В Швейцарии 
        
        
        
        мы тренируемся на общественном катке в городском парке. Когда погода 
        
        
        
        солнечная и морозная, швейцарцы уезжают за город кататься на лыжах, 
        
        
        
        и каток пустеет. В такие дни мы тренируемся более интенсивно, но, 
        
        
        
        тем не менее, не можем кататься под свою музыку. А главное, должны 
        
        
        
        постоянно приспосабливаться к очень маленькому пространству. Чтобы 
        
        
        
        подготовить серьезную программу, надо арендовать лед. Это стоит 
        
        
        
        155 швейцарских франков в час. - Ответ из Питера мы получили только через месяц, 
        
        
        
        - продолжал Протопопов. - Сначала нам позвонил какой-то человек, 
        
        
        
        а еще через неделю пришел факс, в котором говорилось: «Позвольте 
        
        
        
        пригласить вас в Санкт-Петербург для участия в показательных выступлениях. 
        
        
        
        Условия выступления - согласно предложенным по телефону нашим представителем». Возможно, со своей стороны организаторы считали 
        
        
        
        такую форму отношений нормальной, но нам это показалось дикостью: 
        
        
        
        в конце концов мы понятия не имели, с кем разговаривали по телефону 
        
        
        
        и какие условия конкретно имелись в виду. Кстати, вся переписка 
        
        
        
        у нас с собой… В Софию Белоусова и Протопопов приезжали бесплатно. 
        
        
        
        Их выступлению на церемонии открытия организаторы отвели полторы 
        
        
        
        минуты и чуть меньше половины катка (на остальной площади льда стояли 
        
        
        
        участники праздничной массовки). После я не раз жалела, что видела это. Протопопов 
        
        
        
        вышел на лед в соломенного цвета парике (под софитами искусственные 
        
        
        
        волосы казались рыжими), лицо было покрыто толстым слоем грима с 
        
        
        
        нарисованным на нем румянцем, подведенными глазами и губами. Его 
        
        
        
        партнерша была в коротеньком красном платьишке («Мы до сих 
        
        
        
        пор влезаем в костюмы, в которых катались в 1968 году») с красным 
        
        
        
        бантиком в волосах.  Контраст с ночными тренировками был разителен: 
        
        
        
        там на льду были Мастера, для которых кататься было так же естественно, 
        
        
        
        как дышать. Здесь - двое немолодых людей, отчаянно, но тщетно пытающихся 
        
        
        
        скрыть свой возраст. Эти попытки - нелепые, а главное, абсолютно 
        
        
        
        ненужные - напрочь заслоняли катание пары и заставляли вспомнить 
        
        
        
        высказывание выдающегося русского хореографа Игоря Моисеева: «Танцевать 
        
        
        
        можно и в тридцать лет и в шестьдесят. Но в шестьдесят на это не 
        
        
        
        надо смотреть». * * *  О разговоре на чемпионате мира в Лозанне в марте 
        
        
        
        97-го мы договаривались заранее, по телефону. Встреча получилась 
        
        
        
        натянутой. Протопопов достал из папки небольшую вырезку из «СЭ», 
        
        
        
        в которой говорилось о том, что выдающаяся в прошлом пара по-прежнему 
        
        
        
        намерена выступить на Играх в Нагано, но что и в ИСУ, и в швейцарской 
        
        
        
        федерации фигурного катания к этому относятся довольно неодобрительно. 
        
        
        
        Информацию я получила от него самого, в телефонном разговоре (беседа 
        
        
        
        была записана на пленку редакционного автоответчика). - Это вы писали? - сухо осведомился Протопопов. 
        
        
        
        - Я бы посоветовал вам проверять факты. Из вашего материала следует, 
        
        
        
        что нас не очень-то и любят, а это не так. Вы пишете, что нас «забыли» 
        
        
        
        пригласить на чемпионат. Это тоже не соответствует истине: мы приглашены 
        
        
        
        как почетные гости и во время соревнований по парному катанию будем 
        
        
        
        сидеть вон там, - Протопопов указал на противоположную журналистской 
        
        
        
        трибуну, где в три ряда располагались сиденья с высокими спинками. На мою попытку возразить («Вы же сами мне 
        
        
        
        говорили…») Протопопов отрезал: «Значит вы просто меня 
        
        
        
        неправильно поняли». Продолжать спор я не стала. Хотя уже знала, что 
        
        
        
        Протопоповы аккредитованы на чемпионате «по знакомству», 
        
        
        
        в качестве помощников российского комментатора и живут в самой дешевой 
        
        
        
        из гостиниц, за которую платят сами. Во время финала в парном катании они по-прежнему 
        
        
        
        сидели на трибуне прессы.  В разговоре у Протопопова появилась привычка расправлять 
        
        
        
        плечи и слегка вскидывать подбородок, перед тем, как ответить на 
        
        
        
        вопрос. А может быть, я просто не замечала этого раньше. Через несколько дней после приезда в Лозанну в 
        
        
        
        интервью другой газете Протопопов повторил то же самое, что говорил 
        
        
        
        в телефонном разговоре мне: в швейцарской федерации действительно 
        
        
        
        не хотят, чтобы фигуристы представляли эту страну в Нагано. - Насколько для вас принципиально, будете вы кататься 
        
        
        
        в Японии, или нет, - спросила я его. И услышала: - Совершенно не принципиально. В творчестве главное 
        
        
        
        - процесс. Ведь, по сути, все соревнования одинаковы. Меняются только 
        
        
        
        вывески. Можно сколько угодно говорить о том, что современное фигурное 
        
        
        
        катание ушло далеко вперед, стало более профессиональным, но я не 
        
        
        
        так часто вижу настоящий профессионализм. И уверен, что мы с Милой 
        
        
        
        опередили всех лет на тридцать. Когда-нибудь это поймут все. Ради того, чтобы подготовиться к возможному участию 
        
        
        
        в чемпионате Швейцарии, а затем (если удастся) к отборочному предолимпийскому 
        
        
        
        чемпионату Европы, Белоусова и Протопопов решили отменить ежегодный 
        
        
        
        отпуск на Гавайях - вместо этого уехали на двухмесячные тренировки 
        
        
        
        в Бостон. Как объяснили, в Швейцарии естественный городской каток 
        
        
        
        уже растаял, а аренда искусственного обходится намного дороже, нежели 
        
        
        
        в США.  Кроме этого, в Америке, по словам фигуристов, похоже, нашлась 
        
        
        
        фирма, которая берется по чертежам Протопопова сшить именно такие 
        
        
        
        ботинки, в которых пара катается сейчас. Когда я спросила Протопопова, можно ли подъехать 
        
        
        
        к ним в гостиницу и сфотографировать ботинки с коньками - те самые, 
        
        
        
        легендарные, его собственной модели, - он отказал: «Чего их 
        
        
        
        фотографировать? Я считаю, что вам это не нужно». Фотографу, подошедшему с той же просьбой, Протопопов 
        
        
        
        ответил: «Если вам так нужна эта съемка, могли бы и заплатить». Потом - за 150 долларов - он дал разрешение сделать 
        
        
        
        два снимка. Потом снова передумал («Мила уже упаковала сумку 
        
        
        
        и не хочет ее распаковывать»). В последней надежде уговорить фигуристов, я обратилась 
        
        
        
        за помощью к человеку, знающему Протопоповых давно и достаточно 
        
        
        
        близко. Ответ был, как ушат холодной воды: «Я тебя всегда предупреждал, 
        
        
        
        что Протопоповы на льду и вне его - это совершенно разные люди. 
        
        
        
        Я люблю тех, которые на льду. И только». * * *  «Самое страшное - в 18 лет сознавать, что 
        
        
        
        все лучшее в жизни уже позади», - сказала как-то выдающаяся гимнастка 
        
        
        
        Наталья Кучинская, чья звезда, взошедшая, как всегда бывает в гимнастике, 
        
        
        
        крайне рано, столь же стремительно закатилась. Сознавать, что жизнь позади, страшно в любом возрасте. 
        
        
        
        Может быть, поэтому расставание со спортом всегда трагедия. За свою 
        
        
        
        жизнь я не встречала человека, который бы не боялся ухода и не старался 
        
        
        
        бы максимально оттянуть этот момент. В такой ситуации девять человек 
        
        
        
        из десяти теряют способность трезво ее оценить и сказать самому 
        
        
        
        себе: «Все! Хватит!» И начать жизнь сначала. Облегчить 
        
        
        
        этот переход мужчине может работа. Женщине - семья, дети. Думаю, Белоусовой и Протопопову изначально было 
        
        
        
        гораздо сложнее, чем кому-либо. Им говорили, что они непростительно 
        
        
        
        стары для фигурного катания и тридцать лет назад, и сорок пять - 
        
        
        
        когда фигуристы только-только начинали выступать вместе. Похоже, 
        
        
        
        обида, тогда пережитая ими, засела занозой навсегда. Уехав из России в 1979-м, Белоусова и Протопопов 
        
        
        
        обрубили себе дорогу назад. В единственную страну, где тысячи людей, 
        
        
        
        несмотря на опалу фигуристов, восхищались ими по-прежнему. В швейцарии 
        
        
        
        44-летняя Людмила и 47-летний Олег могли только продолжать кататься. 
        
        
        
        Ничем другим они просто не заработали бы на дальнейшую жизнь. «В России мы всегда чувствовали себя одинокими 
        
        
        
        и беспомощными эмигрантами, - говорил Протопопов в одном из интервью. 
        
        
        
        - За что нам любить эту страну?» «Я регулярно смотрю программы российского 
        
        
        
        телевидения. Увиденного вполне достаточно, чтобы не испытывать никакого 
        
        
        
        желания приехать в Россию, - говорил он в другой беседе. - Если 
        
        
        
        когда-нибудь и приеду, то лишь затем, чтобы сходить на могилку матери. 
        
        
        
        Она умерла после нашего отъезда, а приехать на похороны у меня не 
        
        
        
        было возможности». В Швейцарии, гражданами которой Белоусова и Протопопов 
        
        
        
        стали несколько лет назад, у них до сих пор нет собственного дома. 
        
        
        
        Есть небольшая арендуемая квартирка в Гриндельвальде - небольшом 
        
        
        
        горном курорте. В 1982-м, когда фигуристы закончили кататься в Ice 
        
        
        
        Capades, вместо покупки собственного жилья по обоюдному решению 
        
        
        
        они решили сделать фильм. О себе.  Все деньги (по словам Протопопова, 
        
        
        
        около миллиона франков) были потрачены на покупку профессиональной 
        
        
        
        аппаратуры, аренду катка, съемки. Осветительные установки были заказаны 
        
        
        
        в Германии. Фильм снимал 17-летний фигурист, родители которого в 
        
        
        
        1968-м перебрались в Швейцарию из Чехословакии. Костюмы к каждому 
        
        
        
        из показательных номеров Людмила шила сама. На той самой, привезенной 
        
        
        
        из Питера, машинке. Тысячи метров пленки (16 часов чистого катания 
        
        
        
        без единого дубля) существуют в единственном экземпляре: ни одна 
        
        
        
        компания не берется сделать из отснятого материала фильм. - Я пробовал монтировать пленку сам, сделал кассету, 
        
        
        
        продолжительностью 1 час 20 минут, - говорил Протопопов. - Все, 
        
        
        
        кто видел, соглашаются, что работа в высшей степени профессиональная, 
        
        
        
        а сам фильм уникален. Мы пытались обращаться в компании, которые 
        
        
        
        занимаются производством кассет или телевизионных материалов такого 
        
        
        
        рода. Но все хотят получить фильм даром. Если найдутся состоятельные 
        
        
        
        люди, способные по-настоящему оценить то, что у нас есть, возможно 
        
        
        
        я соглашусь продать пленку. Пока таких предложений нет.  А может, 
        
        
        
        это к лучшему. Мне, например, было страшно печально смотреть, как 
        
        
        
        на аукционе распродавались личные вещи «Битлз». Не хотел 
        
        
        
        бы увидеть, как подобным образом продают нашу с Милой жизнь… Книга, которую Протопопов начал писать в Швейцарии, 
        
        
        
        скорее всего тоже никогда не будет закончена. Сейчас в ней около 
        
        
        
        500 страниц. По мнению автора, не написано и половины того, о чем 
        
        
        
        надо написать. Когда Протопопов рассказывал, что сам, случается, 
        
        
        
        читает написанное часами и не может оторваться, я вдруг поняла, 
        
        
        
        что эту книгу он никогда не отдаст ни одному редактору в мире: для 
        
        
        
        него она (как, впрочем, и фильм) - выношенный и выстраданный ребенок. 
        
        
        
        А собственных детей не отдают в переделку.  - У вас есть какие-нибудь любимые женские дела, 
        
        
        
        - спросила я Милу, когда мы беседовали в Лозанне. Она пожала худенькими 
        
        
        
        плечами: - Разве что кухня. Я много готовлю, все съедается, 
        
        
        
        как правило, в тот же день. Раньше шила, теперь в этом нет необходимости. 
        
        
        
        У нас есть небольшой огородик - три грядки. Одно время выращивали 
        
        
        
        огурцы, теперь зелень. Просто так, для удовольствия. Еще есть три 
        
        
        
        вишенки - сестра привезла из Москвы. Но ягоды постоянно склевывают 
        
        
        
        птички. 12 лет жила приблудная кошка. Когда мы уезжали на гастроли, 
        
        
        
        она даже плакала. А два года назад умерла. Похоронили мы ее прямо 
        
        
        
        у дома, под елочкой. - Какую крупную покупку вы сделали себе за последние 
        
        
        
        годы? - Никаких. Мне ничего не нужно. - А какой подарок в последний раз дарили мужу? - Мы не дарим друг другу подарки. Достаточно того, 
        
        
        
        что друг у друга есть мы сами. Мне никогда в жизни даже не хотелось 
        
        
        
        иметь детей. Если бы они у нас были, разве мы смогли бы кататься 
        
        
        
        так долго? В один из дней чемпионата мира я ехала в автобусе 
        
        
        
        с репортером из французской газеты L'Equipe и в разговоре спросила, 
        
        
        
        пишут ли во Франции о Белоусовой и Протопопове, об их намерении 
        
        
        
        приехать в Нагано. Он безразлично удивился: «О чем здесь писать? 
        
        
        
        О двух выживших из ума стариках?» - и перевел разговор на другую 
        
        
        
        тему. Ответ меня резанул. В этот момент я очень хорошо 
        
        
        
        поняла, почему не могу относиться к фигуристам, которых знаю лишь 
        
        
        
        шапочно, с таким же равнодушием: для меня они всегда останутся своими 
        
        
        
        - русскими. Их можно воспринимать по-разному, но нельзя - никак. 
        
        
        
        Потому что своим катанием на льду Белоусова и Протопопов много лет 
        
        
        
        создавали славу России. Стране, которую, увы, не очень любили. А 
        
        
        
        в сытой и уютной Швейцарии легендарные фигуристы не нужны никому. 
        
        
        
        Там они всегда будут чужими. И всегда - русскими. Впрочем, об этом они знают сами. Иначе, как объяснить 
        
        
        
        слова Протопопова, сказанные в Лозанне: - Когда мы умрем, в Швейцарии скажут: «Не 
        
        
        
        стало русских олимпийских чемпионов». 
 |